+7 (499) 736-96-94
+7 (917) 552-40-04
Viber WhatsUp

Поход к психологической работе с детьми, подростками и их родителями.

Подходы к психологической работе с детьми и подростками разнообразны и зависят во многом от предпочтений и базовой подготовки специалиста, который оказывает помощь. Я описываю свой подход психолога и песочного терапевта, опирающегося на юнгианскую  концепцию развития ребенка.

Часто нарушения у детей и подростков зависят от контекста, то есть  от определенных ситуаций, личностных контактов, форм взаимодействия ребенка или подростка с окружением. Иногда  даже приходится наблюдать, как при нормализации  материальных и социальных условий жизни ребенка, имеющиеся отклонения исчезают. Поэтому, чаще всего, оказывая помощь ребенку, специалисты имеют дело с целым комплексов факторов, от которых зависит эффективность помощи:

  • При работе с детьми и подростками, в отличие от работы с взрослыми, решение о психотерапии с детьми принимается родителями.
  • У детей и подростков отсутствуют другие необходимые для психотерапии компоненты: сознание болезни или проблемы, а также  добровольное решение принять помощь и воля к выздоровлению.
  • Специалисты имеют дело с большой целевой группой: с одной стороны их клиентами являются дети и подростки, с другой стороны, для обеспечения эффективной работы с детьми (без перерывов и отмены сеансов) необходима постоянная работа с родителями.
  • Почти всегда,  когда целью является  помощь детям, терапевтический процесс фокусируется на   качестве заботы о них и на том сложном комплексе конфликтов, тревог, идеалов и переживаний, который возникает у родителей в отношениях с детьми.

Родители приводят детей в терапию в надежде справиться с телесной симптоматикой, поведенческими расстройствами, сложностями социальной адаптации. Нередко и сам симптом у ребенка несет в себе послание взрослым или является средством борьбы с ними и, таким образом, с его помощью ребенок отвоевывает свое место.

 От родителя зависит, будет ли завершен, начатый процесс помощи ребенку. Часто приходится сталкиваться с тем, что родители предпочли бы остаться в стороне и ограничиться психологической работой только с ребенком. Как правило, такой подход не приносит успеха.

Специалисты выделяют 4 основных вида работы с родителями, чьи дети проходят кратковременную или долговременную терапию.

  1. Поддерживающая  работа с родителями, основной целью которой является поддержка терапии детей.
  2. Работа с родителями, направленная  на оказание поддержки в выполнении родительских функций, другими словами , работа с родителями, которым необходимо помочь понять поведение ребенка и их отношение к нему.  Работа  с родителями, которые в силу различных обстоятельств не справляются со стрессом.
  3. Работа, направленная  на изменение функционирования семьи. Этот вид работы может включать в себя супружескую терапию, индивидуальную терапию, ориентированную на проблемы во внутрисемейных взаимоотношениях, а также семейную психотерапию.
  4. Индивидуальная психотерапия с одним или с каждым из родителей, даже если первоначальное обращение  касалось проблемы ребенка.

Вид работы с родителями выбирается после 3-4 встреч с ребенком, которые носят диагностический характер.  Обычно, в целях экономии времени, родителям предлагается заполнить развернутую анкету- анамнез развития ребенка, его предыдущих нарушений. Контракт, заключаемый с родителем, обычно касается различных аспектов помощи  ребенку  (длительности терапии, используемых методов и инструментария), а также особенностей участия   родителей в этом процессе. Работа должна  фокусироваться на ребенке, хотя в процессе его терапии могут выявиться  проблемы родителей, мешающие развитию ребенка.

Когда сложности возникают у ребенка младше 3-х лет, после предварительной встречи с родителями на сеансы приходит, как правило, мать с ребенком. Их взаимоотношения в обычной остановке представляют наибольший интерес для терапевта. Наиболее распространенные причины обращения за помощью в этом возрасте: функциональные расстройства, проблемы сепарации, некоторые поведенческие проблемы поддаются коррекции посредством кратковременного вмешательства за 5-10 сеансов. Чаще всего причины сложностей маленького ребенка оказывается во взаимоотношениях с матерью и внутренних конфликтах самой матери.

Что касается дошкольников и младших школьников, они работают со специалистом без родителей, с использованием всего арсенала средств, который им могут предложить. Ребенок может нуждаться в восстановлении связи с самим собой для того, чтобы стать на путь индивидуации.

Что касается подростка, то он должен найти место, защищенное от своего обычного окружения, где он мог бы раскрыться перед собеседником, который воспринимает его как творца собственной истории.

Работа с ребенком.      

После нескольких диагностических встреч специалист обычно объясняет родителям и ребенку план работы: как вместе можно искать пути выхода из сложившейся сложной и тревожной ситуации, в которой оказались как дети , так и взрослые.

 Для того, чтобы произошли  изменения в ситуации ребенка, ему требуется безопасное и свободное пространство, где могли бы быть выражены, прожиты и осмыслены чувства, которые вызваны разными событиями его жизни, чтобы кто-то мог встретить эти чувства и помог справиться с ними. Дело терапевта предоставить ребенку «рамки» и адекватные инструменты.

Другими словами, важно зафиксировать границы и установить некоторые правила действий. Это правила устанавливаются в присутствии ребенка и родителей. Сюда относятся: явка в указанное время, регулярность сеансов, оплата.

Обычно четко проговаривается правило, что не разрешается наносить какой бы то ни было вред ни себе,  ни находящимся рядом объектам. Говорить можно все, но переход к действиям запрещен.

Для создания Творческого пространства,  в котором ребенок начинает проявлять себя, используются игры и рисунки иногда глина и пластилин. Игра – это любимое занятие детей. В ней ребенок осваивает мир и выражает  то, что его волнует.

 Особое место среди инструментов терапевта, работающего с ребенком, занимает работа в песочнице. В ней ребенок будет экспериментировать со своим придуманным миром, создавая свой миф. С помощью различных маленьких фигур, расставленных рядом, он будет создавать сценки, дающие  трехмерное  представление об актуальной психической ситуации. Манипуляции с песком и фигурками дают новые сенсорные ощущения и развивают навыки самовыражения.

Терапевт, в процессе работы ребенка обращает внимание не только на то, что представляется, но и на то, что  проживается в отношениях: перенос, сопротивление,  очарованность… Он сам испытывает это и открыт любому позитивному трансформирующему аспекту, который способен реконструировать ту фазу развития ребенка, на которой конфликт не был разрешен.   

Проживаемое на сеансах различается в зависимости от возраста и проблематики.

К каждому ребенку нужен свой индивидуальный подход.

Необходимо отметить, что терапевт, работающий с родителями и маленькими детьми, должен обладать  особыми навыками  - ему нужно иметь большой опыт и родительской и детской терапии. Терапевту надо знать основные закономерности раннего развития, чтобы понимать значение симптомов и причины тревоги ребенка, а также способы построения  его отношений с окружающим миром. Терапевт должен уметь «наблюдать в процессе слушания» , быть достойным партнером ребенку в игре и притом  предоставлять ребенку возможность полностью выражать себя .

Автор: Будникова Любовь, © 2016

Календарь событий
xчетверг, 28 декабря 2017 г.
10:00
Баня с вениками
xчетверг, 4 января 2018 г.
10:00
Баня с вениками
xчетверг, 8 февраля 2018 г.
10:00
Баня с вениками
xчетверг, 15 февраля 2018 г.
12:00
Завтраки с Ириной
xвоскресенье, 18 февраля 2018 г.
12:00
Курс выходного дня "Подготовка к родам"
xчетверг, 22 февраля 2018 г.
10:00
Баня с вениками
xвоскресенье, 25 февраля 2018 г.
12:00
Курс выходного дня "Подготовка к родам"
xчетверг, 1 марта 2018 г.
12:00
Завтраки с Ириной
xчетверг, 15 марта 2018 г.
12:00
Завтраки с Ириной
xчетверг, 22 марта 2018 г.
10:30
Баня с вениками
xчетверг, 29 марта 2018 г.
12:00
Завтраки с Ириной
xвоскресенье, 1 апреля 2018 г.
12:00
Курс выходного дня "Подготовка к родам"
xчетверг, 5 апреля 2018 г.
12:00
Завтраки с Ириной
xвоскресенье, 8 апреля 2018 г.
12:00
Курс выходного дня "Подготовка к родам"
xчетверг, 12 апреля 2018 г.
10:00
Баня с вениками
10:00
Баня с вениками
xвоскресенье, 15 апреля 2018 г.
12:00
Курс выходного дня "Подготовка к родам"
xчетверг, 19 апреля 2018 г.
12:00
Завтраки с Ириной
xвоскресенье, 22 апреля 2018 г.
12:00
Курс выходного дня "Подготовка к родам"
xчетверг, 26 апреля 2018 г.
10:00
Баня с вениками
xвоскресенье, 29 апреля 2018 г.
12:00
Курс выходного дня "Подготовка к родам"
xвоскресенье, 6 мая 2018 г.
12:00
Курс выходного дня "Подготовка к родам"
xвоскресенье, 13 мая 2018 г.
12:00
Курс выходного дня "Подготовка к родам"
xвоскресенье, 20 мая 2018 г.
12:00
Курс выходного дня "Подготовка к родам"
xвоскресенье, 27 мая 2018 г.
12:00
Курс выходного дня "Подготовка к родам"
xпонедельник, 28 мая 2018 г.
10:30
Лекции "Родили, а дальше?.."
xвторник, 19 июня 2018 г.
10:30
Лекции "Родили, а дальше?.."
xчетверг, 28 июня 2018 г.
10:30
Лекции "Родили, а дальше?.."
xчетверг, 20 сентября 2018 г.
12:00
Лекции "Родили, а дальше?.."
xпятница, 21 сентября 2018 г.
13:00
Гимнастика для беременных
xчетверг, 22 ноября 2018 г.
19:00
Курс лекций "Подготовка к родам"
xчетверг, 29 ноября 2018 г.
19:00
Курс лекций "Подготовка к родам"
xсреда, 12 декабря 2018 г.
18:45
бассейн для беременных
xсреда, 19 декабря 2018 г.
10:30
"Мамские посиделки"
18:45
бассейн для беременных
xсреда, 26 декабря 2018 г.
10:30
"Мамские посиделки"
18:45
бассейн для беременных
xчетверг, 10 января 2019 г.
19:00
Курс лекций "Подготовка к родам"
xсреда, 16 января 2019 г.
10:30
"Мамские посиделки"
18:45
Бассейн для беременных
xчетверг, 17 января 2019 г.
19:00
Курс лекций "Подготовка к родам"
xсреда, 23 января 2019 г.
10:30
"Мамские посиделки"
18:45
бассейн для беременных
xчетверг, 24 января 2019 г.
19:00
Лекции "Подготовка к родам"
xсреда, 30 января 2019 г.
10:30
"Мамские посиделки"
18:45
Бассейн для беременных
xчетверг, 31 января 2019 г.
19:00
Лекции "Подготовка к родам"
xсреда, 6 февраля 2019 г.
10:30
"Мамские посиделки"
18:45
бассейн для беременных
xвторник, 12 февраля 2019 г.
12:30
Занятия с грудничками 0+
xсреда, 13 февраля 2019 г.
10:30
"Мамские посиделки"
18:45
бассейн для беременных
xвторник, 19 февраля 2019 г.
12:30
Занятия с грудничками 0+
xсреда, 20 февраля 2019 г.
10:30
"Мамские посиделки"
18:45
Бассейн для беременных
xвторник, 26 февраля 2019 г.
12:30
Занятия с грудничками 0+
xсреда, 27 февраля 2019 г.
10:30
"Мамские посиделки"
18:45
бассейн для беременных
xвторник, 5 марта 2019 г.
12:30
Занятия с грудничками 0+
xвторник, 12 марта 2019 г.
12:30
Занятия с грудничками 0+
xвторник, 19 марта 2019 г.
12:30
Занятия с грудничками 0+
xсуббота, 23 марта 2019 г.
12:00
Интенсив "Месяц до родов"
xвторник, 26 марта 2019 г.
12:30
Занятия с грудничками 0+
xсуббота, 30 марта 2019 г.
12:00
Интенсив "Месяц до родов"
xвторник, 2 апреля 2019 г.
12:30
Занятия с грудничками 0+
xсуббота, 6 апреля 2019 г.
12:00
Интенсив "Месяц до родов"
xвторник, 9 апреля 2019 г.
12:30
Занятия с грудничками 0+
xсреда, 10 апреля 2019 г.
10:30
"Мамские посиделки"
18:45
Бассейн для беременных
xсуббота, 13 апреля 2019 г.
12:00
Интенсив "Месяц до родов"
xвторник, 16 апреля 2019 г.
12:30
Занятия с грудничками 0+
xсреда, 17 апреля 2019 г.
10:30
"Мамские посиделки"
18:45
бассейн для беременных
xчетверг, 18 апреля 2019 г.
19:00
Лекции "Подготовка к родам"
xсреда, 24 апреля 2019 г.
10:30
"Мамские посиделки"
18:45
бассейн для беременных
xчетверг, 25 апреля 2019 г.
19:00
Лекции "Подготовка к родам"
xвторник, 7 мая 2019 г.
19:00
Лекции "Подготовка к родам"
xсреда, 8 мая 2019 г.
18:45
Бассейн для беременных
xвторник, 14 мая 2019 г.
19:00
Лекции "Подготовка к родам"
xчетверг, 16 мая 2019 г.
19:00
Лекции "Подготовка к родам"
xвторник, 21 мая 2019 г.
19:00
Лекции "Подготовка к родам"
xчетверг, 23 мая 2019 г.
19:00
Лекции "Подготовка к родам"
Записаться на курс Написать отзыв

Форум